Как и зачем проводят замеры авиационного шума?

Замер авиационного шума

Постоянное воздействие шума негативно сказывается на здоровье и самочувствии людей, а также на состоянии природной среды. Поэтому измерение авиационного шума в обязательном порядке проводится при проектировании строительства в так называемой приаэродромной территории в радиусе 30 км.

Экологические исследования
Цена от: 120000 руб.
Заказать

Это означает, что прежде чем начать строительство жилых зданий или объектов, предназначенных для постоянного пребывания людей, в любом месте на площади в 2827 км2 вокруг аэропорта должны производиться замеры по соответствующей методике. Это требование Воздушного кодекса РФ (ст. 46, 47) и правил, утвержденных постановлением правительства №138 от 2010 года. Также необходимость замера устанавливает межгосударственный ГОСТ 22283-2014.

Замеры авиационного шума являются отдельно заказываемой услугой, частью проводимых перед началом реализации строительного проекта инженерно-экологических изысканий.

Допустимые уровни шума в жилой застройке

Исследуются два показателя: уровень фонового (постоянного) шума и максимальный уровень единичного значения, например, при взлете и посадке самолетов. Также различают ночной и дневной допустимый уровень:

  • максимальный единичный уровень: 75 дБ для дневного и 65 дБ для ночного времени;
  • фоновый: 55 для дневного и 45 дБ для ночного.

Как правильно проводить замеры?

Измерение проводится как минимум три раза – в светлое и темное время суток. Высота замеров – десять метров над уровнем земли. Для процедуры выбирают спокойную тихую погоду со скоростью ветра менее 1 метра в секунду. При условии установки на датчики шума ветрозащитного экрана допускается более высокая скорость ветра. Также во время замеров не должно быть никаких атмосферных осадков, которые могут экранировать звук. Температура воздуха – не ниже 2 С° и не выше 35 С°, влажность должна составлять 20-95%.

Датчики должны быть установлены только на местах предполагаемой застройки, на открытой местности (постройки не должны экранировать шум) и на удалении в два и более метра от звукоотражающих элементов, например, сплошных заборов, рекламных щитов, строительных вагончиков и т.п.

Результаты всех замеров усредняются, для замера эквивалентного шума применяются специальные формулы. Полученные данные вносят в протокол исследования, важными составляющими которого также являются цели исследования, метеорологические условия, приборы, данные о компании и лицах, проводивших замеры.

В качестве приборов для замера шума используются шумомеры, анализаторы шума, а также комбинированные измерительные цифровые системы. Шумомеры должны отвечать требованиям ГОСТ 17187-2010. Они определяют уровень шума в децибелах, причем, эта величина не линейная, а экспоненциальная – каждый следующий уровень означает десятикратное повышение силы звука. Типичный шумомер состоит из микрофона ненаправленного действия, усилителя, звуковых фильтров, индикатора, интегратора и детектора. Принцип работы прост: к микрофону подключен вольтметр, так, что выходящий электрический сигнал пропорционален входящему на микрофон звуковому. Вольтметр отградуирован в децибелах, так что затем остается только установить напряжение и соотнести его с соответствующей силой звука, что современные приборы делают автоматически.

Усилитель нужен для улавливания очень слабых звуков.

Выполнение экологических изысканий

Последствия замера

Если в результате испытаний обнаруживают, что максимально допустимый уровень звукового загрязнения превышен, возможны несколько вариантов в зависимости от степени превышения:

  • проектируются защитные звукоотражающие или звукопоглощающие экраны;
  • при строительстве используют звукопоглощающие отделочные материалы, окна;
  • график движения самолетов корректируют (возможно только для местных аэропортов с низкой интенсивностью движения);
  • строительство переносят или отменяют.

Наша организация выполняет полный комплекс инженерных изысканий, включая экологические работы.